Дипломатия и война: апрель 1982
Posted: Sun Dec 28, 2008 12:42 am
В Аргентине весть о захвате спорных островов вызвала всеобщее ликование. Перед президентским дворцом на Plaza de Mayo собирались демонстрации в поддержку хунты. Ситуация же во внешнеполитических делах была совершенно иной.
Реакция Великобритании на вторжение была незамедлительной - 2 апреля 1982 года были разорваны дипломатические отношения с Аргентиной, в британских банках были заморожены аргентинские авуары (в ответ, аргентинское правительство наложило запрет на платежи британским банкам), было наложено эмбарго на поставку оружия и военных материалов в Аргентину (примеру Великобритании последовали страны ЕЭС и НАТО, кроме Испании, а США вообще не поставляла Аргентине оружия с 1979 года. К этому эмбарго присоединились Австрия и Швейцария. Однако, поставки в Аргентину все же шли - через Бразилию и Перу, из ЮАР и Израиля), а 17-ти тысячам. британских подданных было предложено покинуть Аргентину.
10 апреля ЕЭС также вводит запрет на ввоз товаров из Аргентины, что приносит последней убытки в 40 млн. долларов еженедельно. Подобная мера последует со стороны Аргентины 12 апреля.
Экстренное заседание Совета Безопасности ООН состоялось 3 апреля. На нем была принята резолюция № 502, призывающая стороны решить спор путем переговоров. Большинство членов СовБеза высказалось за вывод аргентинских войск с островов - СССР и еще три страны при голосовании воздержались, Панама проголосовала против. Буэнос-Айрес выразил готовность начать переговоры, но отвести войска отказался.
Когда 4-5 апреля в Южную Атлантику отправился передовой отряд британской экспедиционной эскадры, было заявлено, что флот будет лишь фактором давления в ходе переговоров. Одновременно, в Аргентине была объявлена мобилизация и ускорилась переброска войск на Мальвины. Уже 7 апреля министр обороны Великобритании Джон Нотт, выступая в палате общин, заявил, что, начиная с 12-го апреля, британский флот будет топить любое аргентинское судно в пределах 200 миль (320 км) вокруг Фолклендских островов.
Конфликт попытался урегулировать президент Рейган. С планом урегулирования, госсекретарь США Александр Хейг прибыл сначала в Лондон (6 или 8 апреля), а затем в Буэнос-Айрес(10 апреля), но его инициативы не нашли отклика: сначала Великобритания официально отклоняет план Хейга (19 апреля), а затем и Аргентина (29 апреля). После провала миссии Хейга, США уже официально становятся союзником Великобритании - 30 апреля администрация президента Рейгана вводит экономические санкции против Аргентины и предлагает Великобритании стратегические сырьевые материалы.
После того, как британские силы начали боевые действия в Южной Атлантике (25 апреля), генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр (см. биографическую справку) призвал 26 апреля Великобританию прекратить боевые действия, на что получил резкий ответ премьер-министра М. Тетчер.
Когда в 11 часов 30 апреля 1982 года Великобритания объявила о полной блокаде Фолклендских островов, было уже ясно, что разрешить конфликт мирным путем не удастся.
Флот королевы идет на юг: апрель 1982
Уже 31 марта состоялось совещание Совета Обороны Великобритании во главе с М. Тетчер, т.к. были получены сведенья о выходе в море с неизвестной целью аргентинского флота. На вопрос премьер-министра о мерах в случае агрессивных действий Аргентины, первый морской лорд адмирал Генри Лич сказал, что способен снарядить и отправить в Южную Атлантику эскадру в течении 48 часов. План операции "Corporаtе", целью которой было освободить Фолкленды, видимо, в общих чертах, уже появился 31 марта.
Надо признать - реакция Великобритании и в сфере ответного удара агрессору, была молниеносной. Об этом говорит такой факт: в самый день начала агрессивных действий Аргентины - 2 апреля - первый С-130 из 24-й эскадрильи RAF с людьми и грузами прибыл в Уайдиуэйк, на острове Вознесения (см. географическую справку). Этот факт также показывает, что США стали союзником Великобритании с самого начала. Кстати, британцы весьма серьезно отнеслись к возможности появления у этого острова аргентинских боевых кораблей. Поэтому для патрулирования примыкающей акватории они уже 6 апреля перебросили с авиабазы Сент-Моген в Уайдиуэйк два морских разведчика Nimrod Mk.1 из 42-й эскадрильи, которые сразу же приступили к выполнению своих прямых обязанностей. 12 апреля их сменили три более совершенных Mk.2, откомандированных из 120-й,201-й и 206-й АЭ с авиабазы Кинлосс. Машины этой модификации были оснащены РЛС Searchwater, позволявшей более детально отображать надводную обстановку. На патрулирование самолеты отправлялись, имея мощное вооружение: 454-кг ОФАБ, кассетные авиабомбы, противолодочные торпеды Stingray и ПКР AGM-84A-1 Harpoon, а также по четыре УР Sidewinder для самообороны.
Впрочем, остров Вознесения хоть и должен был сыграть важную роль в войне, как авиабаза снабжения, ввиду своей удаленности от основного района боевых действий, был лишь тыловой базой основных боевых сил британцев - экспедиционного соединения TF-317. Для общего руководства группировкой войск и сил флота был создан специальный штаб во главе с командующим ВМС Великобритании адмиралом Дж.Филдхаусом. В штаб вошли командующий ВВС маршал авиации Дж.Кертис, начальник штаба ВМС вице-адмирал Д.Халифакс, командующий подводными силами вице-адмирал П.Хербет, командующий морской пехотой генерал-майор Ж.Мур, начальник главного управления МТО ВМС контр-адмирал П.Хаммерсли Одновременно штаб являлся консультативным органом правительства по военным вопросам конфликта. Размещался штаб в Нортвуде, вблизи Лондона. Непосредственное руководство силами в районе конфликта возлагалось на командира 317-го оперативного соединения контр-адмирала Джона Вудворда (см. биографическую справку).
Для обеспечения связи штаба руководства с флагманским кораблем “Гермес” на геостационарную орбиту вывели английский искусственный спутник связи “Гепфиллер”. Управление силами обеспечивалось также через американские спутники и систему военной связи восточного побережья Канады, предоставленных командованию Великобритании союзниками по НАТО на время конфликта.
TF-317
Первый эшелон (ядро) экспедиционной группировки англичан состоял из боеготовых к этому моменту сил, сосредоточенных в базах метрополии, на Гибралтаре, а также боевую подготовку в районе Багамских островов. Основу эшелона составили 2 противолодочных авианосца “Гермес” и “Инвинсибл” (соединение тактически делилось на авианосные группы 317.8 и 317.9), на борту которых размещались 20 самолетов вертикального взлета и посадки “Си Харриер”. С объявлением аргентинской стороны о минировании вод, омывающих Фолклендские острова, англичане переоборудовали 5 рыболовных траулеров в минные тральщики и, укомплектовав их военными командами, отправили в район конфликта. Для выполнения аварийно-спасательных работ к Фолклендам были направлены 3 самых мощных английских буксира и 2 специальных судна морских нефтепромыслов “Стина Сиспред” и “Стина Проспектор”, оснащенных водолазным оборудованием и 150-тонными кранами. Кроме того, на этих судах дополнительно установили тяжелое технологическое оборудование для ремонта корпусных конструкций, токарные и фрезерные станки, гибочные вальцы, трубогибочные станки, пресс-ножницы и др. Первоначально в поход выступило 13 военных судов и 4 вспомогательных. По пути первый эшелон был усилен другими судами и в его составе насчитывалось 25 боевых и 16 вспомогательных кораблей. На судах находились части и подразделения морской пехоты и сухопутных войск общей численностью до 3500 человек (3-я бригада морской пехоты: 2-й и 3-й парашютно-десантные батальоны.). Командование десантными войсками осуществлял бригадный генерал Джуллиан Томпсон. Его штаб находился на борту ударного корабля "Файерлесс" (личный состав бригады расположили примерно на 12 судах).
Авиагруппировка соединения первоначально имела следующий состав:
Авиакрыло "Гермеса"
Эскадрилья Назначение Машин
Sea Harrier FRS.1 800 Истребительная 10
Sea King (верт) 826 Поиск и спасение 9
Авиакрыло "Инвинсибла"
Эскадрилья Назначение Машин
Sea Harrier FRS.1 801 Истребительная 8
Sea King (верт) 846 Транспортная 2
Иногда указывается несколько иное количество Sea Harrier FRS.1: на "Гермесе" - 12, на "Инвинсибл" - 10 машин, "Гермес" - 12, "Инвисибл - 8 машин". 800-я и 801-я эскадрильи перебрасывались с авиастанции ВМС Йовилтон (приказ о передислокации пришел туда в 4 утра 2 апреля и уже через 13 часов 800-я эскадрилья была на "Гермесе", а 801-я была готова к вылету).
846-я эскадрилья вертолетов Sea King ( под командованием капитана III ранга Саймона Торневилла (Lt. Car. Simon Tornewill) также были из Йовилтона (Royal Naval Air Station Yeovilton).
826-я эскадрилья Sea King (под командованием капитана III ранга Дугласа Сквайера (Lt. Cdr. Douglas Squier)) прибыла с авиабазы Калдроуз (Royal Naval Air Station Culdrose).
В приведенной выше таблице неучтена еще одна эскадрилья из Калдроуз: 820-я(капитан III ранга Ральф Уайкс-Снейд (Lt. Cdr. Ralph Wykes-Sneyd))), она находилась на "Инвисибл".
Всего на двух авианосцах было 24 вертолета Sea King.
В состав соединения входили и другие типы вертолетов. Многоцелевые палубные "Линксы" 815-й АЭ (из Йовилтона) базировались на большинстве боевых кораблей английской оперативной группы (Task Force): на эсминцах типа "Шеффилд" (HMS Sheffield), фрегатах типа "Амазон" (HMS Amazon) и "Бродсуорд" (HMS Broadsword). 845-й АЭ (из Йовилтона) командовал капитан III ранга Джек Ломас (Lt. Cdr. Jack Lomas). Его вертолеты "Уэссекс" Mk.5 транспортировались в Южную Атлантику на вспомогательных судах: два - на борту "Ресорс" (RFA** Resource), пять- на "Тайдспринге" (RFATidespring).
Помимо вышеперечисленного, эскадрилью вертолетов имела 3-я бригада морской пехоты (3rd Royal Marines Commando Brigade Air Squadron). На ее вооружении были вертолеты типа "Скаут" и "Газель".
Британские войска имели самое современное вооружение.
Несмотря на небольшую численность самолетов, британцы надеялись на новую американскую ракету "Сайдвиндер" AIM-91 с усовершенствованной инфракрасной головкой самонаведения, чувствительной даже к слабому тепловому излучению планера самолета.
Корабли эскадры располагали полусотней ЗРК различных типов, имели мощную артиллерию и даже ядерное оружие.
Арсенал пехоты, кроме стрелкового оружия, включал ПЗРК Blowpipe и Stinger, легкие танки "Скорпион", 105-мм орудия и 81-мм минометы, ПТУР “Милан”, буксируемый войсковой ЗРК “рапира” и бронетранспортеры. Серьезное преимущество давали приборы ночного виденья.
Уже 4 апреля из Faslane(Шотландия) к Фолклендам вышла АПЛ "Завоеватель" (Conqueror). 5 апреля из Портсмута вышли авианосцы и другие корабли. 9 апреля из Саутгемптона вышел лайнер "Канберра" (Canberra) на борту которого было 2400 человек 40-го,42-го,45-го батальона коммандос морской пехоты и 3-го парашютного батальона.
Итак, поход в Южную Атлантику начался. Однако, из-за крайне сжатых сроков, удалось взять лишь 80% необходимого имущества. Возникла некоторая путаница - часть грузов оказалась не на тех кораблях. Сразу обнаружились технические неполадки - на второй день у авианосца "Инвисибл" отказал один из гребных винтов (у него сломалась зубчатая муфта), множество грузов не попало точно на свой корабль. Все это пришлось исправлять прямо в пути. При отправке экспедиционных сил в Южную Атлантику оказалось, что английские штабы не имеют подробных карт и описаний Фолклендских островов. Сразу возникло множество проблем относительно оценки района боевых действий. Выручил случай: вспомнили, что много лет назад майор британских вооруженных сил, проведя отпуск на Фолклендах, составил подробнейшее описание архипелага. Однако это описание никто не хотел опубликовать, считая, что удаленная на тысячи миль, холодная, продуваемая ветрами, болотистая и практически бесплодная земля никого не заинтересует. А теперь вдруг вспомнили о забытой рукописи. Спецслужбам удалось быстро разыскать автора и его рукопись, размножить ее и снабдить столь необходимым документом экспедиционные силы. Эскадре удалось пополнить материальные запасы в Гибралтаре, после чего она взяла курс на остров Вознесения. Переход к району боевых действий занял 27 дней.
Пока эскадра в пути
В плане подготовки к боевым действиям британцы вели активную деятельность. Прежде всего, подготавливалась база для действий экспедиционных сил на острове Вознесения. Туда в массовом порядке доставлялись люди, различные грузы и техника. За все время конфликта британская ВТА перебросила на остров Вознесения около 6000 человек и 8500 тонн различных грузов. Немалую помощь оказывали американцы: за войну они доставили на остров Вознесения специально для эскадры Вудворда 60 тыс. тонн топлива.
Особо важной с самого начала была задача сбора информации о противнике и ТВД. Уже упоминались разведывательные самолеты Нимрод, за конфликт они выполнили от 110 до 150 вылетов. Авиапарк англичан на острове Вознесения пополнился 18 апреля, когда прибыли первые 4 самолета-танкера Виктор. На следующий день к ним присоединились еще 5 машин. Первый полет в район Южной Георгии, с целью разведать ледовую обстановку и поиска вражеских кораблей, Виктор из 55-й АЭ под управлением экипажа флайт-лейтенанта У. Уизерса, состоялся 20 апреля. Полет продолжительностью 14 ч 40 мин прошел с пятью дозаправками в воздухе. До 25 апреля, дня возвращения острова под британскую корону, "Викторы" выполнили еще два разведполета.
5 апреля с острова Вознесения вылетел самолет Геркулес С-130 (по другим данным это было 20 апреля и группа насчитывала 14 человек) с группой из 12 человек (боевые пловцы - СБС). В окрестностях Южной Георгии английские коммандос выпрыгнули в аквалангах и их подобрала ПЛ "Оникс". На борту лодки спецназовцы оставались до 20 апреля.
Вел разведку и Королевский ВМФ: 11-12 апреля на ТВД прибыли две АПЛ Великобритании Splendid и Spartan. Они начали патрулирование у Фолклендских островов. АПЛ Conqueror ведет разведку у Южной Георгии.
В самой Великобритании готовили новые части к отправке к Фолклендам. Особое внимание уделили авиационным подкреплениям, ведь соотношение сил в воздухе было не в пользу британцев.
На базе Йовилтон сформировали 809-ю АЭ Sea Harrier. В ее состав вошли 8 снятых с консервации машин. 27 апреля самолеты вылетели на Остров Вознесения. "Сухопутные" самолеты Харриер GR.3 из 1-й АЭ (база Уиттеринг) готовили к действиям с кораблей (Для использования на морском ТВД их потребовалось доработать: провести противокоррозионную обработку элементов конструкции, установить швартовочные узлы для фиксации машин на палубе и просверлить дренажные отверстия для удаления конденсирующейся влаги из полостей планера. Кроме того, было решено добавить к основным боевым задачам GR.3 (непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск и разведка) борьбу с воздушными целями и приблизить таким образом их возможности к уровню FRS.1. Для этого внешние подкрыльевые пилоны самолетов доработали для подвески УР "Сайдвиндер" AIM-9L с ИК головкой самонаведения. Такие работы проводились непосредственно на Уиттеринге техническим персоналом эскадрильи под руководством небольшой группы экспертов корпорации "Бритиш Аэроспейс".), готовили экипажи (Особое внимание уделялось овладению навыками взлета с рампы, а также тактике воздушного боя. Для максимального приближения условий учебы к боевым 22 и 23 апреля "Харриеры" GR.3 встретились над Северным морем в учебном бою с французскими "Миражами-3" и "Супер Этандарами" - машинами, однотипными с аргентинскими. 30 апреля на полигоне Эберкорт был произведен первый практический пуск "Сайдвиндера" с GR.3.).
Быстро был сформирован также второй эшелон эскадры. Во второй эшелон вошли 14 боевых кораблей и 9 вспомогательных судов. На последних находились 1500 человек десанта (2-й парашютно-десантный полк). На контейнеровозе “Атлантик Конвейер” в район боевых действий было доставлено 20 самолетов “Харриер” и “Си Харриер” (820-я АЭ Harrier GR.3,899-я АЭ Sea Harrier). Развертывание второго эшелона заняло 28 суток (с 18 апреля по 15 мая).
Реакция Великобритании на вторжение была незамедлительной - 2 апреля 1982 года были разорваны дипломатические отношения с Аргентиной, в британских банках были заморожены аргентинские авуары (в ответ, аргентинское правительство наложило запрет на платежи британским банкам), было наложено эмбарго на поставку оружия и военных материалов в Аргентину (примеру Великобритании последовали страны ЕЭС и НАТО, кроме Испании, а США вообще не поставляла Аргентине оружия с 1979 года. К этому эмбарго присоединились Австрия и Швейцария. Однако, поставки в Аргентину все же шли - через Бразилию и Перу, из ЮАР и Израиля), а 17-ти тысячам. британских подданных было предложено покинуть Аргентину.
10 апреля ЕЭС также вводит запрет на ввоз товаров из Аргентины, что приносит последней убытки в 40 млн. долларов еженедельно. Подобная мера последует со стороны Аргентины 12 апреля.
Экстренное заседание Совета Безопасности ООН состоялось 3 апреля. На нем была принята резолюция № 502, призывающая стороны решить спор путем переговоров. Большинство членов СовБеза высказалось за вывод аргентинских войск с островов - СССР и еще три страны при голосовании воздержались, Панама проголосовала против. Буэнос-Айрес выразил готовность начать переговоры, но отвести войска отказался.
Когда 4-5 апреля в Южную Атлантику отправился передовой отряд британской экспедиционной эскадры, было заявлено, что флот будет лишь фактором давления в ходе переговоров. Одновременно, в Аргентине была объявлена мобилизация и ускорилась переброска войск на Мальвины. Уже 7 апреля министр обороны Великобритании Джон Нотт, выступая в палате общин, заявил, что, начиная с 12-го апреля, британский флот будет топить любое аргентинское судно в пределах 200 миль (320 км) вокруг Фолклендских островов.
Конфликт попытался урегулировать президент Рейган. С планом урегулирования, госсекретарь США Александр Хейг прибыл сначала в Лондон (6 или 8 апреля), а затем в Буэнос-Айрес(10 апреля), но его инициативы не нашли отклика: сначала Великобритания официально отклоняет план Хейга (19 апреля), а затем и Аргентина (29 апреля). После провала миссии Хейга, США уже официально становятся союзником Великобритании - 30 апреля администрация президента Рейгана вводит экономические санкции против Аргентины и предлагает Великобритании стратегические сырьевые материалы.
После того, как британские силы начали боевые действия в Южной Атлантике (25 апреля), генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр (см. биографическую справку) призвал 26 апреля Великобританию прекратить боевые действия, на что получил резкий ответ премьер-министра М. Тетчер.
Когда в 11 часов 30 апреля 1982 года Великобритания объявила о полной блокаде Фолклендских островов, было уже ясно, что разрешить конфликт мирным путем не удастся.
Флот королевы идет на юг: апрель 1982
Уже 31 марта состоялось совещание Совета Обороны Великобритании во главе с М. Тетчер, т.к. были получены сведенья о выходе в море с неизвестной целью аргентинского флота. На вопрос премьер-министра о мерах в случае агрессивных действий Аргентины, первый морской лорд адмирал Генри Лич сказал, что способен снарядить и отправить в Южную Атлантику эскадру в течении 48 часов. План операции "Corporаtе", целью которой было освободить Фолкленды, видимо, в общих чертах, уже появился 31 марта.
Надо признать - реакция Великобритании и в сфере ответного удара агрессору, была молниеносной. Об этом говорит такой факт: в самый день начала агрессивных действий Аргентины - 2 апреля - первый С-130 из 24-й эскадрильи RAF с людьми и грузами прибыл в Уайдиуэйк, на острове Вознесения (см. географическую справку). Этот факт также показывает, что США стали союзником Великобритании с самого начала. Кстати, британцы весьма серьезно отнеслись к возможности появления у этого острова аргентинских боевых кораблей. Поэтому для патрулирования примыкающей акватории они уже 6 апреля перебросили с авиабазы Сент-Моген в Уайдиуэйк два морских разведчика Nimrod Mk.1 из 42-й эскадрильи, которые сразу же приступили к выполнению своих прямых обязанностей. 12 апреля их сменили три более совершенных Mk.2, откомандированных из 120-й,201-й и 206-й АЭ с авиабазы Кинлосс. Машины этой модификации были оснащены РЛС Searchwater, позволявшей более детально отображать надводную обстановку. На патрулирование самолеты отправлялись, имея мощное вооружение: 454-кг ОФАБ, кассетные авиабомбы, противолодочные торпеды Stingray и ПКР AGM-84A-1 Harpoon, а также по четыре УР Sidewinder для самообороны.
Впрочем, остров Вознесения хоть и должен был сыграть важную роль в войне, как авиабаза снабжения, ввиду своей удаленности от основного района боевых действий, был лишь тыловой базой основных боевых сил британцев - экспедиционного соединения TF-317. Для общего руководства группировкой войск и сил флота был создан специальный штаб во главе с командующим ВМС Великобритании адмиралом Дж.Филдхаусом. В штаб вошли командующий ВВС маршал авиации Дж.Кертис, начальник штаба ВМС вице-адмирал Д.Халифакс, командующий подводными силами вице-адмирал П.Хербет, командующий морской пехотой генерал-майор Ж.Мур, начальник главного управления МТО ВМС контр-адмирал П.Хаммерсли Одновременно штаб являлся консультативным органом правительства по военным вопросам конфликта. Размещался штаб в Нортвуде, вблизи Лондона. Непосредственное руководство силами в районе конфликта возлагалось на командира 317-го оперативного соединения контр-адмирала Джона Вудворда (см. биографическую справку).
Для обеспечения связи штаба руководства с флагманским кораблем “Гермес” на геостационарную орбиту вывели английский искусственный спутник связи “Гепфиллер”. Управление силами обеспечивалось также через американские спутники и систему военной связи восточного побережья Канады, предоставленных командованию Великобритании союзниками по НАТО на время конфликта.
TF-317
Первый эшелон (ядро) экспедиционной группировки англичан состоял из боеготовых к этому моменту сил, сосредоточенных в базах метрополии, на Гибралтаре, а также боевую подготовку в районе Багамских островов. Основу эшелона составили 2 противолодочных авианосца “Гермес” и “Инвинсибл” (соединение тактически делилось на авианосные группы 317.8 и 317.9), на борту которых размещались 20 самолетов вертикального взлета и посадки “Си Харриер”. С объявлением аргентинской стороны о минировании вод, омывающих Фолклендские острова, англичане переоборудовали 5 рыболовных траулеров в минные тральщики и, укомплектовав их военными командами, отправили в район конфликта. Для выполнения аварийно-спасательных работ к Фолклендам были направлены 3 самых мощных английских буксира и 2 специальных судна морских нефтепромыслов “Стина Сиспред” и “Стина Проспектор”, оснащенных водолазным оборудованием и 150-тонными кранами. Кроме того, на этих судах дополнительно установили тяжелое технологическое оборудование для ремонта корпусных конструкций, токарные и фрезерные станки, гибочные вальцы, трубогибочные станки, пресс-ножницы и др. Первоначально в поход выступило 13 военных судов и 4 вспомогательных. По пути первый эшелон был усилен другими судами и в его составе насчитывалось 25 боевых и 16 вспомогательных кораблей. На судах находились части и подразделения морской пехоты и сухопутных войск общей численностью до 3500 человек (3-я бригада морской пехоты: 2-й и 3-й парашютно-десантные батальоны.). Командование десантными войсками осуществлял бригадный генерал Джуллиан Томпсон. Его штаб находился на борту ударного корабля "Файерлесс" (личный состав бригады расположили примерно на 12 судах).
Авиагруппировка соединения первоначально имела следующий состав:
Авиакрыло "Гермеса"
Эскадрилья Назначение Машин
Sea Harrier FRS.1 800 Истребительная 10
Sea King (верт) 826 Поиск и спасение 9
Авиакрыло "Инвинсибла"
Эскадрилья Назначение Машин
Sea Harrier FRS.1 801 Истребительная 8
Sea King (верт) 846 Транспортная 2
Иногда указывается несколько иное количество Sea Harrier FRS.1: на "Гермесе" - 12, на "Инвинсибл" - 10 машин, "Гермес" - 12, "Инвисибл - 8 машин". 800-я и 801-я эскадрильи перебрасывались с авиастанции ВМС Йовилтон (приказ о передислокации пришел туда в 4 утра 2 апреля и уже через 13 часов 800-я эскадрилья была на "Гермесе", а 801-я была готова к вылету).
846-я эскадрилья вертолетов Sea King ( под командованием капитана III ранга Саймона Торневилла (Lt. Car. Simon Tornewill) также были из Йовилтона (Royal Naval Air Station Yeovilton).
826-я эскадрилья Sea King (под командованием капитана III ранга Дугласа Сквайера (Lt. Cdr. Douglas Squier)) прибыла с авиабазы Калдроуз (Royal Naval Air Station Culdrose).
В приведенной выше таблице неучтена еще одна эскадрилья из Калдроуз: 820-я(капитан III ранга Ральф Уайкс-Снейд (Lt. Cdr. Ralph Wykes-Sneyd))), она находилась на "Инвисибл".
Всего на двух авианосцах было 24 вертолета Sea King.
В состав соединения входили и другие типы вертолетов. Многоцелевые палубные "Линксы" 815-й АЭ (из Йовилтона) базировались на большинстве боевых кораблей английской оперативной группы (Task Force): на эсминцах типа "Шеффилд" (HMS Sheffield), фрегатах типа "Амазон" (HMS Amazon) и "Бродсуорд" (HMS Broadsword). 845-й АЭ (из Йовилтона) командовал капитан III ранга Джек Ломас (Lt. Cdr. Jack Lomas). Его вертолеты "Уэссекс" Mk.5 транспортировались в Южную Атлантику на вспомогательных судах: два - на борту "Ресорс" (RFA** Resource), пять- на "Тайдспринге" (RFATidespring).
Помимо вышеперечисленного, эскадрилью вертолетов имела 3-я бригада морской пехоты (3rd Royal Marines Commando Brigade Air Squadron). На ее вооружении были вертолеты типа "Скаут" и "Газель".
Британские войска имели самое современное вооружение.
Несмотря на небольшую численность самолетов, британцы надеялись на новую американскую ракету "Сайдвиндер" AIM-91 с усовершенствованной инфракрасной головкой самонаведения, чувствительной даже к слабому тепловому излучению планера самолета.
Корабли эскадры располагали полусотней ЗРК различных типов, имели мощную артиллерию и даже ядерное оружие.
Арсенал пехоты, кроме стрелкового оружия, включал ПЗРК Blowpipe и Stinger, легкие танки "Скорпион", 105-мм орудия и 81-мм минометы, ПТУР “Милан”, буксируемый войсковой ЗРК “рапира” и бронетранспортеры. Серьезное преимущество давали приборы ночного виденья.
Уже 4 апреля из Faslane(Шотландия) к Фолклендам вышла АПЛ "Завоеватель" (Conqueror). 5 апреля из Портсмута вышли авианосцы и другие корабли. 9 апреля из Саутгемптона вышел лайнер "Канберра" (Canberra) на борту которого было 2400 человек 40-го,42-го,45-го батальона коммандос морской пехоты и 3-го парашютного батальона.
Итак, поход в Южную Атлантику начался. Однако, из-за крайне сжатых сроков, удалось взять лишь 80% необходимого имущества. Возникла некоторая путаница - часть грузов оказалась не на тех кораблях. Сразу обнаружились технические неполадки - на второй день у авианосца "Инвисибл" отказал один из гребных винтов (у него сломалась зубчатая муфта), множество грузов не попало точно на свой корабль. Все это пришлось исправлять прямо в пути. При отправке экспедиционных сил в Южную Атлантику оказалось, что английские штабы не имеют подробных карт и описаний Фолклендских островов. Сразу возникло множество проблем относительно оценки района боевых действий. Выручил случай: вспомнили, что много лет назад майор британских вооруженных сил, проведя отпуск на Фолклендах, составил подробнейшее описание архипелага. Однако это описание никто не хотел опубликовать, считая, что удаленная на тысячи миль, холодная, продуваемая ветрами, болотистая и практически бесплодная земля никого не заинтересует. А теперь вдруг вспомнили о забытой рукописи. Спецслужбам удалось быстро разыскать автора и его рукопись, размножить ее и снабдить столь необходимым документом экспедиционные силы. Эскадре удалось пополнить материальные запасы в Гибралтаре, после чего она взяла курс на остров Вознесения. Переход к району боевых действий занял 27 дней.
Пока эскадра в пути
В плане подготовки к боевым действиям британцы вели активную деятельность. Прежде всего, подготавливалась база для действий экспедиционных сил на острове Вознесения. Туда в массовом порядке доставлялись люди, различные грузы и техника. За все время конфликта британская ВТА перебросила на остров Вознесения около 6000 человек и 8500 тонн различных грузов. Немалую помощь оказывали американцы: за войну они доставили на остров Вознесения специально для эскадры Вудворда 60 тыс. тонн топлива.
Особо важной с самого начала была задача сбора информации о противнике и ТВД. Уже упоминались разведывательные самолеты Нимрод, за конфликт они выполнили от 110 до 150 вылетов. Авиапарк англичан на острове Вознесения пополнился 18 апреля, когда прибыли первые 4 самолета-танкера Виктор. На следующий день к ним присоединились еще 5 машин. Первый полет в район Южной Георгии, с целью разведать ледовую обстановку и поиска вражеских кораблей, Виктор из 55-й АЭ под управлением экипажа флайт-лейтенанта У. Уизерса, состоялся 20 апреля. Полет продолжительностью 14 ч 40 мин прошел с пятью дозаправками в воздухе. До 25 апреля, дня возвращения острова под британскую корону, "Викторы" выполнили еще два разведполета.
5 апреля с острова Вознесения вылетел самолет Геркулес С-130 (по другим данным это было 20 апреля и группа насчитывала 14 человек) с группой из 12 человек (боевые пловцы - СБС). В окрестностях Южной Георгии английские коммандос выпрыгнули в аквалангах и их подобрала ПЛ "Оникс". На борту лодки спецназовцы оставались до 20 апреля.
Вел разведку и Королевский ВМФ: 11-12 апреля на ТВД прибыли две АПЛ Великобритании Splendid и Spartan. Они начали патрулирование у Фолклендских островов. АПЛ Conqueror ведет разведку у Южной Георгии.
В самой Великобритании готовили новые части к отправке к Фолклендам. Особое внимание уделили авиационным подкреплениям, ведь соотношение сил в воздухе было не в пользу британцев.
На базе Йовилтон сформировали 809-ю АЭ Sea Harrier. В ее состав вошли 8 снятых с консервации машин. 27 апреля самолеты вылетели на Остров Вознесения. "Сухопутные" самолеты Харриер GR.3 из 1-й АЭ (база Уиттеринг) готовили к действиям с кораблей (Для использования на морском ТВД их потребовалось доработать: провести противокоррозионную обработку элементов конструкции, установить швартовочные узлы для фиксации машин на палубе и просверлить дренажные отверстия для удаления конденсирующейся влаги из полостей планера. Кроме того, было решено добавить к основным боевым задачам GR.3 (непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск и разведка) борьбу с воздушными целями и приблизить таким образом их возможности к уровню FRS.1. Для этого внешние подкрыльевые пилоны самолетов доработали для подвески УР "Сайдвиндер" AIM-9L с ИК головкой самонаведения. Такие работы проводились непосредственно на Уиттеринге техническим персоналом эскадрильи под руководством небольшой группы экспертов корпорации "Бритиш Аэроспейс".), готовили экипажи (Особое внимание уделялось овладению навыками взлета с рампы, а также тактике воздушного боя. Для максимального приближения условий учебы к боевым 22 и 23 апреля "Харриеры" GR.3 встретились над Северным морем в учебном бою с французскими "Миражами-3" и "Супер Этандарами" - машинами, однотипными с аргентинскими. 30 апреля на полигоне Эберкорт был произведен первый практический пуск "Сайдвиндера" с GR.3.).
Быстро был сформирован также второй эшелон эскадры. Во второй эшелон вошли 14 боевых кораблей и 9 вспомогательных судов. На последних находились 1500 человек десанта (2-й парашютно-десантный полк). На контейнеровозе “Атлантик Конвейер” в район боевых действий было доставлено 20 самолетов “Харриер” и “Си Харриер” (820-я АЭ Harrier GR.3,899-я АЭ Sea Harrier). Развертывание второго эшелона заняло 28 суток (с 18 апреля по 15 мая).